«Хазарский словарь» Милорда Павича | Рэйки Центр гармоничного развития человека Путь домой

«Хазарский словарь» Милорда Павича

мужчина ощущает мир вне самого себя, во вселенной,

а женщина носит вселенную внутри своего «я».

       Передо мной книга «Хазарский словарь» Милорда Павича.  Особенность этого романа в том, что его не обязательно  читать  от начала до конца страница за страницей.  Его можно читать, начиная с любой главы и переходить на другие главы то, забегая далеко вперед, то возвращаясь назад.  От того как вы будете читать главы книг у вас будет складываться своя сюжетная линия. Постепенно, по мере прочтения глав, начнет складываться общая картина книги как гигантская мозаика.

Интересное наблюдение: главы книги  можно перечитывать по нескольку раз в разной последовательности и получать разные картинки……..поистине  мозаика.

Вот некоторые мысли из книги, которые я выделила

**

Если кто-нибудь сейчас спросит меня, к чему столько игры, отвечу: я пытаюсь родиться заново, но только так, чтобы получилось лучше.

**

Так же, как человек одаренный призванием к какому-то делу, во время болезни делает это дело с трудом и неловко, так и без всякой болезни, но с таким же трудом и неловкостью делает его тот, кто не имеет к нему призвания.

**

… ты работаешь потому, что не умеешь жить. Если бы ты умела жить, то не работала бы и никакая наука для тебя не существовала бы… Но все учили нас только работать и никто – жить.

**

… бог, создавший свет, создал человека между ангелом и животным, речью и разумом отдалив его от животных, гневом и похотью – от ангелов. И через эти свойства он приближается или к высшим или к низшим.

**

Все зло происходит от того, что на этом свете мы постоянно оказываемся перед искушением слушать и брать пример с тех, кто хуже нас

**

 

Я привыкла  к  своим  мыслям, как к своим платьям. В талии они всегда одной и той же ширины, и вижу  я их повсюду, даже на перекрестках. И что хуже всего — из-за них уже и перекрестков не видно

**

Каждый из нас выводит гулять свою мысль впереди себя, как обезьяну на поводке. Когда  читаешь,  имеешь  дело  с  двумя  такими обезьянами: одной своей и одной  чужой.  Или,  что  еще  хуже,  с  одной обезьяной и одной гиеной. Вот и смотри, чем кого накормить. Ведь вкусы у них разные…

Вот что я нашла об этой книге:

Один из крупнейших прозаиков конца XX в. сербский писатель Милорад Павич (р. 1929) — автор многочисленных сборников стихов и рассказов, а также литературоведческих работ. Всемирную известность Павичу принес «роман-лексикон» «Хазарский словарь» — одно из самых необычных произведений мировой литературы нашего времени. Эта книга выходит за пределы традиционного линейного повествования, приближаясь к электронному гипертексту. Недаром критики писали о Павиче как о «рассказчике, равном Гомеру», а саму книгу назвали компьютерной «Одиссеей».

Рассуждая о разных финалах одной и той же книги, следует помнить, что ближе к концу у «Хазарского словаря» появляется некое подобие полового органа. Роман вышел в 1984 году в мужской и женской версиях, и читатель мог сам выбрать тот или иной вариант. Меня часто спрашивали, в чем заключается разница между мужским и женским экземплярами. Дело в том, что мужчина ощущает мир вне самого себя, во вселенной, а женщина носит вселенную внутри своего «я». Эта разница стала причиной создания мужского и женского вариантов романа. Если хотите, это образ распада временнго потока, который делится на коллективное мужское и индивидуальное женское время.

Книги отличаются совсем немного, двумя фразами.

А ведь автор не зря сулил читателям, что книга «сложится для них в одно целое, как партия в домино» и «перестанет иметь для них какой бы то ни было смысл» после того, как будут прочитаны ОБЕ фразы. Ничего удивительного: речь там идет о самом процессе чтения, вернее, о двух разных методах (техниках?) чтения. «Мужская версия» предлагает читателю более традиционный, рациональный и последовательный метод «линейного постижения» вербального пространства; «женская» наглядно демонстрирует технику иррационального восприятия, которая предоставляет читателю возможность (впрочем, было бы правильнее сказать: «дает шанс») мгновенного и полного погружения в текст.

В обоих версиях «Хазарского словаря» Дорота Шульц получает от д-ра Муавии ксерокопии «Хазарских проповедей» и тут же принимается их читать. В «мужской версии» их пальцы не соприкасаются; Дорота лишь видит руки человека, которого только что собиралась убить: «…мой взгляд остановился на пальцах сарацина с ногтями, напоминавшими скорлупу лесных орехов, и я вспомнила о том дереве, которое Халеви упоминает в книгах о хазарах. Я подумала, что каждый из нас представляет собой такое дерево: чем выше мы поднимаемся наверх, к небу — сквозь ветры и дожди — к Богу, тем глубже должны наши корни уходить в мрак, грязь и подземные воды, вниз, к аду. С такими мыслями читала я страницы, которые дал мне зеленоглазый сарацин». Таким образом, руки, передающие рукопись, являются лишь зрительным впечатлением и становятся для Дороты своего рода эпиграфом к тексту, который настраивает разум на внимательное, вдумчивое чтение. В «женской версии» их пальцы соприкасаются, чувственный опыт предваряет опыт интеллектуальный. Прикосновение в качестве «эпиграфа» пробуждает память тела и заставляет умолкнуть разум; следовательно чтение перестает быть чтением в привычном смысле этого слова и становится чем-то иным (назовем его «не-чтением» по причине отсутствия более четкой терминологии). «…начав читать предложенный им текст, я на мгновение потеряла нить мысли и потонула в своих чувствах. В эти мгновения моего отсутствия и погруженности в себя вместе с каждой прочитанной, но непонятой, или непринятой строкой протекали века, и когда спустя несколько секунд я вздрогнула, пришла в себя и снова установила контакт с тем, что читаю, я поняла, что тот читатель, который возвращается из океана своих чувств, принципиально отличается от того, кто совсем недавно в этот океан вошел. Не прочитав этих страниц, я получила и узнала из них очень много…»

Лично меня эта книга уже захватила.  Рекомендую!

 

 

  1. Здравствуйте,Татьяна! То,что я прочитала мне понравилось.

Комментарии

Write a comment:

You must be logged in to post a comment.

Copyright © 2012-2017